ул. Бабушкина д.3
м. Елизаровская, Санкт-Петербург
info@zdoroviye.ru
напишите нам
+7 (812) 327-21-12
С 9:00 ДО 21:00, ЕЖЕДНЕВНО

Лечение зубов детям под общим наркозом

Лечение зубов детям под наркозом осуществляет наша детская стоматология. Общий наркоз в амбулаторной практике – это специфическое направление в традиционной медицине, позволяющее расширить показания к выполнению медицинской помощи, проведению диагностических манипуляций в условиях амбулаторной помощи и практике семейного врача. Неоднократно в отечественной и мировой литературе поднимался вопрос об отрицательном влиянии «госпитализации» на психоэмоциональное состояние пациентов, увеличении риска развития послеоперационных «стационарных» осложнений. Развитие амбулаторной помощи стоматологическим больным уже давно прошло период становления. Лечение зубов под наркозом активно используется в различных малоинвазивных манипуляцях и амбулаторных операций.

Значительная часть «телесного» опыта в жизни ребёнка связана с болевыми событиями: падениями, ушибами, порезами, а также различными медицинскими процедурами, такими как прививки, забор анализов крови, лечение зубов, лечение ран и т.д. Кроме этого многие дети переносят серьёзные болезни и лечение, сопровождающееся страданиями и болевыми ощущениями. Как это сказывается на формировании личности, характера и поведение ребёнка в дальнейшей жизни?

В течение последних 20 лет в педиатрии неуклонно растёт число публикаций, посвящённых обсуждению данного вопроса, а также проблеме понимания и восприятия боли у детей. Связано это с тем, что исследования последних десятилетий продемонстрировали значительные краткосрочные неблагоприятные реакции у детей в ответ на болевые события. Увеличивается количество доказательств о долговременных отрицательных эффектах переживания боли у детей, возникающих при различных хронических, острых или тяжёлых заболеваниях; из-за неадекватного лечения боли, а также вмешательств при проведении различных медицинских лечебных и профилактических процедур (в том числе вакцинации). Всё это заставляет пересматривать и повышать стандарты клинической практики в педиатрии, созданы различные комитеты и центры по изучению проблем и последствий боли у детей.

Специалистов, работающих с детьми, призывают активно участвовать в оценке, контроле боли и переживаемого из–за неё стресса у ребёнка и членов его семьи. Важно обращать большее внимание на лечение болей самого различного происхождения, переоценивать бытующие взгляды по поводу того, вызвана ли она каким – либо заболеванием или связана с проводимыми медицинскими мероприятиями.

В то же время во взглядах специалистов и родителей маленьких пациентов сохраняется достаточно много мифов о том, как дети воспринимают и переживают боль. Происходит это в основном в силу того, что детей сопоставляют с взрослыми. Среди подобных заблуждений можно встретить следующие умозаключения: дети не воспринимают боль как взрослые; дети не помнят о боли, пережитой ими ранее; дети всегда говорят взрослым, когда им больно; дети всегда одинаково воспринимают боль; детям боль терпеть полезно, так как это помогает формировать характер и силу воли; обезболивание приводит к психологической зависимости у ребёнка и т.д.

Попробуем рассмотреть эти вопросы подробнее. Боль является одной из самых рано формирующихся психофизических функций, связанной с самыми «древними» структурами мозга. К 30-и неделям развития плода все пути проведения и восприятия боли уже сформированы. С этого времени ребёнок воспринимает боль, а её интенсивность часто оказывается даже большей, чем у взрослых. Имеющиеся в настоящее время данные позволяют специалистам настоятельно требовать обеспечения обезболивания детям любого возраста, хотя бы потому, что все человеческие существа имеют право на адекватную помощь в контроле боли, вне зависимости от того, могут ли они о ней сообщить или нет.

Стоит учитывать также, что общее восприятие лечения и болезни взрослым пациентом и ребёнком различно. Взрослый человек способен оценить пользу лечебных процедур и медицинских манипуляций и позитивно воспринять ситуацию лечения, медицинский персонал, несмотря на пережитую боль и неприятные ощущения.

Мышление ребёнка (примерно до начального подросткового возраста) конкретно, наглядно, более фрагментарно. Так, в крупном исследовании показано, что пугающим и болезненным компонентом визита к врачу дети практически всех возрастов считают иглы и процедуры, связанные с их использованием.

В силу дефицита смысловой регуляции эмоции и ощущения играют большую роль в оценке ситуации и адаптации к ней. Поэтому лечебные и профилактические медицинские процедуры, связанные с болезненными ощущениями, или заболевания, сопровождающиеся болью, часто ассоциируются у детей с наказаниями и насилием. Дети нередко испытывают вину за собственное плохое самочувствие, расценивая это, как проявление их собственной « плохости ».

Даже не умеющие ещё говорить дети очень хорошо помнят все детали болезненных процедур и событий. При повторении процедуры у них отмечается повышение «стрессовой» реакции уже в момент обработки кожи перед процедурой. Негативный опыт может усиливать болевой ответ раз от раза, как снежный ком, определяя дальнейший ответ ребёнка на болевые стимулы. Память заставляет организм избегать тех ситуаций, которые благодаря опыту боли приобрели в жизни ребёнка значение «опасные». Если эта боль возникла в результате медицинских манипуляций, лечение или болезни, то подобное избегание называют «синдромом медицинского посттравматического стрессового расстройства». Известным проявлением этого нарушения является знакомая многим взрослым « иглофобия ».

С психологической точки зрения терпеть боль не только бесполезно, но и вредно. Боль ухудшает качество жизни (восприятие возможностей и полноты жизни) детей разных возрастов и при различных заболеваниях и в случаях разных медицинских манипуляций. При этом она имеет выраженные негативные эффекты: как краткосрочные, так и отсроченные во времени.

В любом возрасте ребёнок, сталкиваясь с переживаниями боли, часто теряет интерес к обычным видам активности, у него понижается самооценка, часто теряется перспектива будущего. Подобные переживания могут расстраивать отношения с близкими, друзьями, особенно если болевые ощущения связаны с жизненно важными процедурами или серьёзной болезнью, а также насилием.

В связи с этим нам было интересно изучить, выработать и обосновать наиболее эффективную и безопасную методику анестезиологического обеспечения в различных областях амбулаторной практики. Разработать дифференцированный подход к выбору анестезиологического пособия в зависимости от состояния, сопутствующей патологии и объёма оперативного вмешательства. Обосновать комбинации используемых анестетиков и методики их применения в зависимости от требований предъявляемых к амбулаторной анестезиологии.

В результате исследований была разработана методика комбинированного лечения зубов под общим наркозом с использованием дипривана, дипривана и кетамина, дипривана и местной анестезии являющимися достаточно надёжными и безопасными для пациентов и простыми для анестезиологов. Однако исключение из использования кетамина позволяло достигать более ранней реадаптации детей в посленаркозном периоде, и соответственно являлись более приемлемыми в детской амбулаторной стоматологии. Эти методики также позволяли расширить объёмы оказания амбулаторной помощи в детской стоматологии и исключать госпитализацию детей в стационар, без ущерба их безопасности. Таким образом общий наркоз в детской стоматологии является хорошо зарекомендовавшим себя способом улучшения качества оказания стомотологической помощи детям в сочитании с отсутствием в результате лечения психоэмооционального стресса у ребенка.